Сказка рассказанная Дарвиным…

Согласно Дарвину, в мире живых существ властвует конкуренция. Отбор и селекция наиболее успешных существ приводит к образованию сначала новой популяции, а затем и нового вида. В видовом сообществе, раздираемом противоречиями и борьбой за существование, выживают наиболее шустрые особи. Естественный отбор пестует наиболее приспособленных из них. Эти фавориты в гонке на выживание имеют больше шансов оставить многочисленное потомство и передать наследникам свои ценные качества. Потомки, в свою очередь, всю свою жизнь занимаются тем же самым — копят «полезные» качества и передают их по наследству. Из успешных приспособленцев формируются виды, которые в конкурентной борьбе вытесняют виды менее приспособленных животных.
По Дарвину, борьба за выживание идет на всех уровнях — на уровне особи, на уровне видов и на уровне борьбы со средой обитания. Это борьба и творит чудо, называемое эволюцией. Кто такой человек? Оказывается, это потомок насекомоядных зверьков, более успешных, чем их сородичи. Несколько утрируя, можно сказать, что, по Дарвину, человек является зверьком, обошедшим своих сородичей на эволюционном повороте. Не сказка ли это? Похоже на то. Только такая сказка, к которой все привыкли.
Однако существует и другой взгляд на проблему происхождения видов, где каждая особь является членом своего вида и подчиняется его коллективной воле. Вид как единый, исторически сложившийся конгломерат особей принимает общее решение, и отдельные особи «претворяют» это решение в жизнь. Таким образом, руководствуясь принятым решением, вид входит в соответствующую экологическую нишу, обживает ее и обзаводится необходимыми для существования в ней приспособлениями. Например, сухопутные животные многократно «покоряли» водный простор и обзаводились для жизни в воде ластами, новой системой дыхания и прочим. То же самое происходило с предками птиц, у которых в результате адаптации к полету появились крылья, перья, воздушные мешки.
Вероятно, основой для всех метаморфоз, происходивших с особями, являлась новая коллективная идея вида, которая довлела над каждым животным и побуждала обзаводиться соответствующими приспособлениями. Согласно такому допущению, трансформация особей зависит не от индивидуальных приспособлений, накопленных во время каждодневной борьбы, а от воли сообщества, которое формирует волю индивида, заставляя его трансформироваться психически и поведенчески в нужную сторону. Основываясь на этом, можно сказать, что дарвиновский подход абсолютизирует роль особи, альтернативный подход постулирует главенство коллективной воли, которая в конечном счете формирует поведение и облик члена сообщества. Читать далее…

Запись опубликована в рубрике Прочее с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code